Сегодня в Бийске можно найти немало интересных мест и достопримечательностей. И одно из них – нулевой километр Чуйского тракта. Считается, что именно отсюда начинался путь, который соединял Россию с её соседями – Монголией и Китаем.
Нулевой километр в Бийске – очень интересный знак. О том, что именно отсюда начинается Чуйский тракт, по крайней мере в историческом плане, знают далеко не все. Ведь чаще всего Чуйским трактом именуют федеральную трассу М-52, которая начинается от Новосибирска и заканчивается у самой границы с Монголией в селе Ташанта Горного Алтая.
Километраж вдоль дороги ведётся именно от Новосибирска и именно здесь начинается нулевой километр федеральной трассы М-52 или Чуйского тракта. А теперь представьте себе, что ехали вы ехали по Чуйскому тракту, доехали до Бийска, который расположен на 364 км федеральной трассы М-52, а тут внезапно появляется новый нулевой километр.
Описание памятника Нулевой километр Чуйского тракта в Бийске
Важно отметить, что в Бийске есть уникальный музей Чуйского тракта, единственный в своём роде. Расположен он на втором этаже отдела природы Бийского краеведческого музея имени В. Бианки. И наш памятный знак находится как раз перед этим музеем, что очень логично.
Памятник перекликается с одним из экспонатов музея, который можно увидеть своими глазами. И это обычное колесо тибетской повозки, которое нашли при строительстве Чуйского тракта в 30-х годах прошлого века. Колесо было найдено на самом краю Курайской степи. И вот это колесо, не настоящее, конечно же, а напоминающее то, что находится в музее, буквально вписано в подкову.
Подкова – это символ счастья у многих народов, и об этом вы, конечно же, знаете. По самой подкове здесь идёт хорошо заметная пунктирная линия, символизирующая современную дорогу с разделительной полосой посередине. И этой стороной подкова направлена как раз на сам Чуйский тракт.
Внутри колеса находится пластинка с изображением герба города Бийска, которую можно не только посмотреть, но и покрутить своими руками. При прокручивании пластинка поворачивается к зрителю другой стороной. И появляется нолик с надписью «Нулевой километр Чуйского тракта».
Необычный постамент памятника Нулевой километр Чуйского тракта
Памятник не просто стоит на постаменте. Под ним – три кольца из мраморной крошки, каждое из которых символизирует свою эпоху.
Первое кольцо, самое нижнее – вьючная тропа, по которой гнали вьючных животных с грузом.
Второе кольцо – это колёсный путь на телегах. Может быть именно от одной из таких телег и нашлось колесо, представленное в качестве экспоната в музее.
И, наконец, третье кольцо – это современный Чуйский тракт, скоростное автомобильное шоссе с современными автомобилями.
На каждом кольце есть изображения, которые позволяют понять, кто, что и на чём двигалось по знаменитой дороге Алтайского края и Горного Алтая. Все представленные на кольцах элементы выполнены из нержавеющей стали и прекрасно видны всем любопытным.
История памятника Нулевой километр в городе Бийске
Разместить найденное колесо в подкове решила Елена Анатольевна Грехова, заметившая, что динамичным это колесо станет только в случае, если его покрутить. Сегодня колесо, заключённое в подкову и вращающееся в ней – визитная карточка и узнаваемая марка музей Чуйского тракта. Этот экспонат путешествовал по всей России, его своими руками крутил сам Д. А. Медведев.
Е. А. Грехова — заведующая отделом «Музей Чуйского тракта» Бийского краеведческого музея им. В. Бианки. Работает в музее с 1 января 1976 года, с того же времени — научный сотрудник отдела природы. В 1995 году возглавила музей, через год ушла по собственному желанию и перешла на работу в дорожно-транспортное управление, где по инициативе руководителя предприятия начала создавать музей Чуйского тракта. В 2010 году музей Чуйского тракта перевели в состав Бийского краеведческого музея, и Грехова Е. А. вновь стала его сотрудником.
В 2012 год стал юбилейным. Чуйскому тракту исполнилось 90 лет. И встал вопрос о том, почему бы здесь, в Бийске, не создать памятник Нулевому километру знаменитой дороге. По решению с администрацией города был объявлен конкурс на создание памятника знаменитой современной автодороге и тому самом древнему тракту – дороге, по которой сотни лет шил и шли люди.
Кто же стал победителем конкурса на памятник Чуйскому тракту и его нулевому километру
Победителем конкурса стал Сергей Витальевич Бурманов. По словам художника, он не хотел участвовать, так как считал, что давно уже отошёл от дел и не в состоянии понять такую монументальную работу. Однако Сергей Кржижановский, сын управляющего строительством Чуйского тракта, а точнее трассы М-52, Станислава Ивановича Кржижановского, настоял на его участии. Обосновано это было тем, что необходима была настоящая связь прошлых поколений с современными людьми.
Сергей Витальевич, родившийся в 1950 году в с. Антипино Алтайского края, с детства проявлял задатки к рисованию, вдохновленный отцом. Он учился в Московском полиграфическом институте на художника-иллюстратора и после службы в армии проработал 24 года на Бийском химкомбинате, а затем начал карьеру в дизайне. Работая в различных жанрах, включая портреты и пейзажи, Сергей тяготеет к авангарду и использует пастель, создавая работы в стиле примитива с яркой палитрой. Участник множества выставок, в том числе международных, он стал членом Союза дизайнеров России в 2002 году и лауреатом премии Алтайского края в 2004 году. К юбилейной выставке он подготовил 40 новых живописных и 20 графических работ, которые хранятся в коллекциях как в России, так и за рубежом.
После того, как победитель был определён, начался сбор средств на реализацию проекта, так как у администрации и у города лишних денег всё же не оказалось.
Что случилось после установки памятника Нулевой километр Чуйскому тракту
За довольно короткий промежуток времени удалось собрать более полутора миллиона рублей. Этой суммы хватил и на создание памятника, и на его установку. Причём в сборе средств приняли участие практически все предприятия города.
Неофициально памятник был установлен 17 октября 2013 года, однако его официальное открытие планировалось провести 27 октября 2013 года. Подготовка к этому событию шла активно и бурно обсуждалась в СМИ – был разработан специальный сценарий, напечатаны сотни пригласительных билетов, сделаны объявления в периодических изданиях.
И тут вдруг возникли непредвиденные обстоятельства. Администрация города Барнаула в лице Михаила Павловича Щетинина, приняла в штыки появление нового нулевого километра. Говорилось, что в Барнауле уже есть подобный памятник и второго просто не может быть!
Действительно, в Барнауле на одной из площадей города есть памятник – нулевой километр Алтайских дорог. Однако в Бийске хотели всё сделать по справедливости и поставить здесь нулевой километр исторического Чуйского тракта. Но на упрямых людей не действовало ничего, в том числе и прямые исторические доказательства. И открытие памятника Барнаульской администрацией решено было запретить.
Однако памятник уже стоял на своём месте. И сносить его никто не собирался. Поэтому его открытие действительно так и не проводилось, но и сносить постройку, возведённую на деньги меценатов было как-то не слишком правильно.
Так и стоит нулевой километр Чуйского тракта в Бийске, не признанный, но зато очень любимый своим народом. Каждый путешественник и турист считает за честь оказаться здесь, в этом поистине историческом месте города.